Касаясь генезиса эпоса ˜

10.04.2015

М. Абегян отмечает, что "если мифы очень мало подвергались историческому влиянию и зачастую являются заимствованиями, то эпос, напротив, своим происхождением, в общем и целом, является исконным национальным, самостоятельным творчеством". Древнеармянский народный эпос состоит из нескольких ветвей, главными героями которых выступают цари и правители Армении, сыгравшие историческую роль в судьбах страны: Ерванд, Тигран Великий, Арташес, Артавазд и др. В эпосе превозносится мужество и физическая сила, мудрость и рассудительность, красноречие и красота, честность и справедливость, чувство долга и ответственности за судьбы страны и другие добродетели героев, их стремление к благоустройству и обогащению страны, а тем самым- к возвышению своего народа, к защите страны от вторжений внешних врагов; обличается зависть, обман, коварство, нарушение наследственных прав, клятвоотступничество и т. д. Так о Тигране говорится: "Он владел своими страстями, был велемудр и красноречив во всем полезном для человечества", "не заведовал лучшим не презирал простолюдина, а старался равномерно простирать на всех покров своей заботливости".
В другом народном эпосе центральной идеей является борьба против экспансионистских притязаний Сасанидской Персии. Здесь воспевается воинская доблесть, преданность родине и государю, готовность к самопожертвованию во имя величия страны и царя, победа добра над злом, идея родной земли, как источника моральноинтеллектуальных и физических сил. Такое восхваление героев и их деяний преследовало определенные цели: внедрить в сознание широких народных масс и воспитать эти возвышенные и благородные идеи и качества, способствовать духовному и нравственному единению народа, как залога успешной борьбы против агрессивной ассимиляторской политики Персии и Византии.
Таким образом, древняя мифология и сказания эпоса отражали этапы исторического развития армянского народа. В них народ пытался с определенных морально-этических и эстетических позиций осмыслить происходящее, выразить свое отношение к историческим реалиям, дать нравственную оценку через дихотомическую призму добра и зла, создать на этой основе соответствующие образы и нормы поведения, поступков и деяний, следование которым и составляло в народном сознании содержание образа истинно народного героя. Эти образы и нормы прошли через столетия, на них воспитывалось не одно поколение армянской молодежи.


10.04.2015 Что мы знаем о процессах?

10.04.2015 Пероральные анальгетики

10.04.2015 Профилактические меры

10.04.2015 Физическое воспитание

10.04.2015 Многие родители хотят помочь

10.04.2015 Нарушение продукции молока

10.04.2015 Воображение

10.04.2015 Традиции эллинистической образованности и воспитания

10.04.2015 Функциональная роль

10.04.2015 Для чего нужно рассматривать процесс жизни как управленческий процесс

10.04.2015 Больничная практика

10.04.2015 Гадкий утенок

10.04.2015 Каким образом контролировать?

10.04.2015 Образы

10.04.2015 Преследование