Воспитание, просвещение и школа в языческий период ˜

10.04.2015

О воспитании и обучении в древнейшие периоды истории Армении можно говорить в широком значении этих слов и в связи с этнокультурными и историческими процессами, происходящими на Армянском нагорье. Фактологической базой данного очерка послужили результаты исследований археологических, исторических, этнографических, эпиграфических материалов, памятников прикладного искусства и фольклора, истории металлопроизводства, техно- химических, медико-биологических знаний и т. д. Сведения об этом содержатся также в трудах античных и армянских авторов.
Армянское нагорье - один из древнейших очагов человеческой цивилизации. В ходе жизнедеятельности человека формировались и зачатки воспитания, которые постепенно, особенно с появлением членораздельной речи превратились в систему целенаправленного воздействия на поведение и поступки людей и в первую очередь детей и подростков. Процесс воспитания и обучения имел коллективно-организованный, трудовой характер и происходил в живом общении представителей старшего и молодого поколений с учетом половозрастных различий. Основными формами воспитания и обучения являлись трудовая и военно-физическая. Важную роль при этом играло подражание. Эти и другие элементы древнего мировоззрения встречаются в многочисленных наскальных рисунках, в которых в синкретической форме отразились мифологические, культовые, художественные представления, уровень донаучных, "опытных" знаний, приобретенных в процессе практической и созерцательной деятельности.
К числу древнейших относятся изображения охотничьих сцен. На одной из них изображена группа охотников, среди которых и вооруженная женщина с ребенком, в сопровождении собак преследует животных. Один из самых распространенных сюжетов в наскальных рисунках - миф о космической катастрофе, выражающий противоборство света-добра и тьмы-зла. Эти и другие образы-представления, возникшие в IV—III тысячелетии до н. э., получили широкое распространение во II — I тысячелетии до н. э., в период формирования урартско-армянской идеологии и искусства.
Многие композиции изображают видимое невооруженным глазом звездное небо и представляют собой своеобразные "звездные карты”. Центральное место в них занимает солнце, которое благодаря ежедневному появлению на небосклоне, наблюдаемой закономерности в его движении сыграло существенную роль в приобретении навыков и умения определять время дня, стороны земли, времена года и т.д.


10.04.2015 Нелекарственные аппликации

10.04.2015 Наблюдение

10.04.2015 Местные антисептики

10.04.2015 Исследования с использованием исторического контроля

10.04.2015 Преграды, аналогичные воображению, на пути к нашему самопознанию

10.04.2015 Состояние молочных желез у некормящих женщин

10.04.2015 Фильтр

10.04.2015 Каким образом контролировать?

10.04.2015 Дорожный указатель

10.04.2015 Общение

10.04.2015 Что мы знаем о процессах?

10.04.2015 Массаж сердца

10.04.2015 Детям в процессе кормления

10.04.2015 Ограничение раннего контакта между матерью и новорожденным

10.04.2015 Тактика действий при гибели ребенка или при его терминальном состоянии