Развитие представлений о времени и усвоение хронологии
10.01.2021
При изучении первобытного общества мы вновь разворачиваем ленту (до I века н. э.) и спрашиваем учащихся, где, в каком веке на ленте времени разместят они три картины: «Штурм Берлина» («XX век!» — кричат ребята), «Совет в Филях» («XIX век» — устанавливают учащиеся). «В пещере первобытного человека» (на последний вопрос они дружно отвечают: «В I веке»). Учитель называет всем хорошо известный пункт в 3 км от школы и объясняет: «Если эту ленту времени протянуть до вокзала (завода), то на конце ее нужно поместить эту картину — ведь это было более 600 тысяч лет назад! (Дружный вздох — вот как давно, как далеко это было.)
Кроме ленты времени, имеются и другие приемы создания у учащихся конкретных представлений о «глубине времен». Это, прежде всего, картинные описания жизни в далеком прошлом, резко контрастирующие с современностью, подчеркнуто непохожие на современность: пейзаж ледникового периода, покрытая лесами средневековая Европа, древняя Москва, окруженная бором, знакомая учащимся местность, родной край 500, 200 лет назад, крепостная Россия без фабрик и железных дорог...
Любите азарт? Играйте в казино вулкан 24 официальный сайт и выигрывайте.
Одновременно с изучением первобытного общества начинается работа по ленте времени в учебнике («линия жизни» на таблицах I и II). Знакомая учащимся лента времени хорошо служит при объяснении условного, принятого учеными счета веков до нашей эры. Приведенные в учебнике Ф. П. Коровкина задачи и упражнения на счет лет до нашей эры помогают усвоению. Но необходимо на всем протяжении курса истории древнего мира в V классе упражнять учащихся в «обратном» счете. Так, не следует давать учащимся готовые даты царствования Хаммурапи. Лучше сообщить и написать на доске дату начала царствования и спросить: когда окончилось царствование Хаммурапи, продолжавшееся 42 года?
Но, несмотря на систематическую работу учителя, школьники еще долго будут делать грубые хронологические ошибки. И не нужно сердиться на них и ставить им «двойки»: это действительно для них трудно.
10.04.2015 Профилактические меры
10.04.2015 Местные антисептики
10.04.2015 Принятие христианства и влияние на образование
10.04.2015 Функциональная роль
10.04.2015 Профилактическое назначение введений
10.04.2015 Американцы вложили огромные средства в фундаментальные исследования
10.04.2015 Детям в процессе кормления
10.04.2015 Заполнение «пробелов»
10.04.2015 Уменьшение давления на промежность
10.04.2015 История образования
10.04.2015 Цель взвешивания
10.04.2015 Больничная практика
10.04.2015 Эвристика подобия
10.04.2015 Поведение эмоций во времени
10.04.2015 График изменения остроты ощущений от ожиданий