Процессы и цели
10.04.2015
Образы помогут не только сориентировать детей, но и справиться с тяжелой действительностью их родителям. Матери-одиночки часто рассказывают своим детям героические истории об отцах, которых те не знали. Они рассуждают так: пусть лз^чше гордятся, чем знают неприглядную правду. В США теоретики афроцентризма пошли еще дальше. Они объявили, что все чернокожие дети произошли от царей, что обелиск, стоящий в центре Вашингтона и являющийся символом США, — произведение их черных предков різ Египта; что именно там в доисторические времена изобрели вертолет.
Кому-то это «некоторое» искажение покажется неправильным, но оно не направлено против других, не призывает к расизму, но в то же время, возможно, помогло какому-нибудь чернокожему подростку на время забыть о нищете и наркотиках. Если так, то почему бы нет, ведь другие сказки гоже не запрещены?
Образ может создавать неправильные ожидания. «Не сотвори себе кумира» — одна из библейских заповедей., которая не теряет своего значения и в повседневной жизни. Одна знакомая рассказала интересный случай. В госпиталь, где она работала, пришел новый врач. Веем он показался очень талантливым и человечным, и на него хотели равняться. Но однажды его практикантка неправильно поставила диагноз. Ошибка была несущественной, но врач предпочел подтвердить диагноз, так как иначе получилось бы, что он не контролирует своих подчиненных. В душе этой женщины так и не смог возродиться образ «благородного» начальника, «кумира», хотя именно ее ошибку он и прикрыл, отступив от истины.
В свое время я постоянно слышал этот окрик («Не сотвори себе кумира») от своего отца, поскольку, как и все в возрасте пятнадцати-двадцати лет, увлекался всем подряд. Особенно моего отца злили упоминания об идеях, которых я набирался на занятиях йогой, в основном из-за ссылок на основателя кружка как на авторитет. Он и сейчас кажется мне достойным специалистом по йоге, но в то время работал бухгалтером, т. е. профессионально был далек от того, что нам преподавал. До сих пор с улыбкой вспоминаю, как отец мне говорил, что не хочет слышать об этом «йоге-бухгалтере». Не думаю, что отцу в полной мере удалось оградить меня от его влияния, но во взрослой жизни я все-таки был уже менее склонен к «обожествлению» чужих идей и поступков. Смогу ли я научить своего сына защищаться от подобного влияния?
Можно найти много образов, которые стимулируют не только эвристику наличия, но и эвристики подобия и якоря, однако это приятное упражнение мы оставим читателю.
10.04.2015 Минимизация искажений результатов при выборе контроля
10.04.2015 Препятствия, стоящие на пути и самопознания, и познания ребенка
10.04.2015 Физическое воспитание
10.04.2015 Фильтр
10.04.2015 Рычажки и механизмы человеческой психологии
10.04.2015 Идеи воспитания и просвещения в народном мировоззрении
10.04.2015 Восточный базар
10.04.2015 Врожденные заболевания и пороки развития новорожденного
10.04.2015 Точки отсчета
10.04.2015 Профилактическое назначение введений
10.04.2015 Отсасывание слизи при наличии вод, окрашенных меконием
10.04.2015 Эмоции и память
10.04.2015 Другие препараты
10.04.2015 Больничная практика
10.04.2015 Ограничение раннего контакта между матерью и новорожденным