Свобода действий

14.05.2018

Дети не занимались чем попало и как попало. Наоборот. Мы предоставляли им свободу, но в строгих рамках, с ясно объясненными правилами, и она давала им чувство защищенности; мы предоставляли свободу и порядок для осуществления своих глубинных желаний. Когда дети обретали это естественное поведение, возникала коллективная гармония. Каждый был на своем месте, и расцвет каждой личности создавал общую картину разнородного, но на удивление «упорядоченного» сообщества. Каждый естественным образом находил в нем свое место, гармонично привнося в коллектив свою краску и свою индивидуальность.

Класс напоминал здоровый пчелиный улей, в котором каждый выполнял свою задачу в собственном ритме, своим способом, в одиночку или с товарищем, соблюдая единственное и непреложное правило коллективной жизни. Оно было ясно изложено, и о нем напоминали в случае необходимости: никогда не мешать занятиям другого человека – ни ребенка, ни взрослого. Ваш ребенок готовится к поступлению в ВУЗ? Подайте документы в Карагандинский государственный технический университет http://www.kstu.kz/ и престижная специальность ему обеспечена.

Когда дети чувствовали себя защищенными и ставили перед собой цель, они сосредоточивались на ее выполнении. Порой эта цель была такой сложной, что ни один воспитатель не осмелился бы требовать от ребенка ничего подобного. Я помню четырехлетнего мальчика, который несколько дней подряд упорно считал цепочки бусин до конца, то есть до 1000 штук. Сначала он разложил цепочку примерно на 200 бусин. Когда я поняла, что он хочет продолжать и на следующий день, мне пришлось срочно искать другой ковер, на котором можно было развернуть цепочку дальше, для остальных 800 бусин… Вся цепочка составляла почти семь метров. Несколько метров ковровой дорожки были отведены под нее, и она лежала в классе несколько дней, пока ребенок не достиг своей амбициозной цели. Другие дети спокойно перешагивали через нее, не выказывая ни малейшего неудовольствия. Некоторые останавливались, чтобы подбодрить малыша или понаблюдать за ним: «У него получится?» – как бы спрашивали их внимательные взгляды.

10.04.2015 Профилактические меры

10.04.2015 Местные антисептики

10.04.2015 Принятие христианства и влияние на образование

10.04.2015 Функциональная роль

10.04.2015 Профилактическое назначение введений

10.04.2015 Американцы вложили огромные средства в фундаментальные исследования

10.04.2015 Детям в процессе кормления

10.04.2015 Заполнение «пробелов»

10.04.2015 Уменьшение давления на промежность

10.04.2015 История образования

10.04.2015 Цель взвешивания

10.04.2015 Больничная практика

10.04.2015 Эвристика подобия

10.04.2015 Поведение эмоций во времени

10.04.2015 График изменения остроты ощущений от ожиданий