Эвристики и отклонения
10.04.2015
Кто мы? Этого мы точно не знаем. Знаем ли мы то, что мы думаем, что знаем? Этого мы тоже не знаем. А было ли в реальности то, о чем мы помним? Похоже, что и этого мы с уверенностью сказать не можем.
Мы хоть что-то в этой жизни знаем? Знаем, но не настолько много, как думаем, и не в таких деталях, как себе представляем. Поэтому и не скучно: вечно узнаем о себе что-то новенькое.
Идея о важности самопознания стара как мир. Профессор Д. Хэйдт в книге «Гипотеза счастья» предлагает простую метафору: подсознание — это слон, а сознание — погонщик. Он может сделать многое, но не в его силах заставить слона делать нечто такое, чего тот активно не желает. По словам Хэйд га, эта метафора происходит от высказывания Будды, которое подразумевает деление нашего <я» на то, что мы называем сознанием и подсознанием.
Сложность как самоанализа, гак PI анализа характеров наших детей в значительной мере объясняется искажениями, которые привносятся в наше мышление воображением, памятью и эмоциями. И это далеко не полный перечень факторов, мешающих нам открыть истинных самих себя. «Слоны» скрываются в неких запутанных и постоянно меняющихся джунглях чувств и воспоминаний, поэтому как самопознание, гак и познание наших детей остается сложной задачей.
Наверное, деление нашего «я» есть в каждой этичэской системе, по, как правило, эта граница проходиг между хорошим и плохим, а не более абстрактными сознанием и подсознанием. Так, Д. Хэйдт приводит слова Платона, который сравнивал душу с колесницей, запряженной двумя лошадьми. Одна из них— олицетворение честности и самоконтроля, а другая — бесноватая и слушающаяся только кнута. Иначе говоря, этическое по природе деление между плохим и хорошим более попятно и ощутимо в культурах разных народов, чем психологическое деление на сознание и подсознание.
Возвращаясь к теме воспитания, следует заметить, что у детей больше, чем у взрослых, развито воображение. Кроме того, чем они младше, тем меньше похожих ситуаций они встретили на своем жизненном пути и тем сложнее судить об их характерах по их реакциям. Поэтому познать суть ребенка сложнее, чем взрослого. А раз мы не знаем своих детей, всякие эксперименты с их судьбами опасны. Восприятие себя или их как «хороших» или «плохих» не до конца обоснованно. Так же необоснован пессимизм в отношении себя или ребенка. Вы всегда можете отрыть в их и своих «сундуках» новый слой, опровергающий ваши старые представления. Поэтому будьте терпимее к себе и другим, подвергайте сомнению свою уверенность в том, что вы хорошо понимаете себя или своего ребенка.
10.04.2015 Аутопсия
10.04.2015 Что мы знаем о «процессах»
10.04.2015 Профилактика инфекционных осложнений
10.04.2015 Заполнение «пробелов»
10.04.2015 Группы самопомощи
10.04.2015 Комбинация местных обезболивающих средств и стероидов для местного применения
10.04.2015 Отсасывание слизи при наличии вод, окрашенных меконием
10.04.2015 Половые гормоны
10.04.2015 Воспитание, просвещение и школа в языческий период
10.04.2015 Профилактическое назначение введений
10.04.2015 Разные виды забывчивости
10.04.2015 Особенности поведения беременных
10.04.2015 Значение раннего прикладывания к груди
10.04.2015 Что мы знаем о процессах?
10.04.2015 Тактика действий при гибели ребенка или при его терминальном состоянии