Разные виды забывчивости
10.04.2015
Итак, начнем с простого: с забывчивости. Видный отечественный психолог, профессор Ю. Гиппенрейтер отмечает, что дети часто плохо запоминают новую информацию и новые порядки. Родители могут думать, что они непослушные или даже умственно отсталые, а дети просто не удерживают поліній объем требуемых от них вещей в своих головах. Гиппенрейтер рекомендует схематично изображать последовательность своих шагов — это будет памятка для поведения.
То же самое, что и с детьми, происходит с подчиненными, которым достается большой объем новой работы. В такой ситуации что-то да вылетает из головы. Только в случае с подчиненными мы более точно осознаем их умственные возможности. Когда же речь идет о детях, мы подсознательно исходим из того, что они так же хорошо запоминают новые для них вещи, как мы, взрослые, и то, что кажется нам простым, так же просто для них.
Но забывчивость бывает разная. Иногда действительно забываешь то, что нужно, но чаще — то, что показалось неважным. Вас когда-нибудь спрашивали: «Ты что, забыл?» Помните, какое удивление звучало в голосе вашего собеседника? Ему казалось, что вы упустили из виду нечто существенное, а вы просто не придали этому значения.
Причиной такого рода забывчивости служит конфликт между двумя сторонами памяти: конкретностью и универсальностью. Первая привязывает наши воспоминания к конкретному случаю. Например, произошло нечто, вызвавшее у вас определенные эмоции, и поэтому многие последующие события вы будете рассматривать, помня о своей первоначальной реакции.
Кроме того, из-за унификации выводов мы игнорируем малоинтересные, хотя, возможно, и важные детали. Сюда подходит выражение «Ночыо все кошки серы». Помните фильмы о детективах, которые часами прокручивают видео с показания свидетелей, а потом неожиданно приходят к новой версии? Каков ход их размышлений? «Свидетельница сказала то-то и то-то. Раньше мы понимали это определенным образом, но она также говорила то-то и то-то, а вместе эти две фразы могут подтвердить пашу новую версию». Так следователь преодолевает унификацию памяти.
В случае конкретизации память удерживает только то, что соответствует одному важному событию и игнорирует альтернативы. А в случае унификации все базируется на некой большой тенденции и игнорируются индивидуальные характеристики.
Таким образом, мы не только самопроизвольно забываем что-то важное, но и не фиксируем моменты, которые наша память, опять-таки самопроизвольно, считает неважными. Так что «пробелы» бывают разные!
10.04.2015 Знаменитые надписи
10.04.2015 Обычное наблюдение
10.04.2015 Комбинация местных обезболивающих средств и стероидов для местного применения
10.04.2015 Грудное вскармливание
10.04.2015 Минимизация искажений результатов при выборе контроля
10.04.2015 Дорожный указатель
10.04.2015 Препятствия, стоящие на пути и самопознания, и познания ребенка
10.04.2015 Процессы и цели
10.04.2015 Состояние молочных желез у некормящих женщин
10.04.2015 Профилактические меры
10.04.2015 Состояние школы, образования и воспитания
10.04.2015 Аутопсия
10.04.2015 Особенности поведения беременных
10.04.2015 Для чего нужно рассматривать процесс жизни как управленческий процесс
10.04.2015 Физическое воспитание