Педагогическое влияние на атмосферу группы

10.12.2016

Четкая классификация существует лишь теоретически, благодаря выделению доминанты средства влияния. На самом деле, в практике жизни, средства тесно переплетаются, и момент «привнесения ценности» многоцветен Предположим, педагог включает фонозапись, приглашая детей послушать музыку. Уже до того, как зазвучат первые аккорды, дети воспринимают мимику, жесты, пластику педагога, интонации голоса, лексический строй речи — все это служит средством предъявления ценности, и потому атмосфера группы повышается до того, как зазвучит музыкальная фраза. Проектор для школы также будет необходим. С его помощью можно наглядно объяснить примеры.

Обобщенный вариант представляет всю картину разнообразия форм данного метода. Представим два основания для создания самых различных форм, модификаций одного и того же способа педагогического влияния на атмосферу группы. Внесем в таблицу лишь некоторые примеры различных форм такого целенаправленного воздействия. Таблица хорошо отражает одинаковые возможности любого субъекта использовать одинаковый набор средств формирования и корректирования психологической атмосферы. Особенности субъекта (возраст, пол, индивидуальность, способности, социальный статус в группе) наделяют используемые средства своеобразной неповторимостью. Поэтому кажется, что спектр форм влияния на климат беспределен. На самом деле беспредельны модификации одного и того же способа — «привнесение ценности в группу». К тому же многочисленны технологические приемы данного метода. Привнести ценность в группу — значит публично при всеобщем восприятии группы продемонстрировать личностное отношение к выявленной в конкретном предмете ценности, утвердив ее значимость для всех присутствующих и указав на пути такого признания. Реализовать такое можно с помощью речи (слова, интонация, лексика, мелодика голоса, суждения, оценки), деяния (пластика, действия, поступки), наглядного образа (картина, поэтическое описание, рассказ, интерпретация эпизода, песня, видеозапись), эмоционального проживания отношения (мимика, пантомимика, поза, темпо-ритм действий). Если педагог хорошо владеет педагогической техникой, то ему совсем нетрудно выразить собственное ценностное отношение — правда, при условии хорошо развитого аксиологического мышления, позволяющего ему выявить ценность в предметной конкретике и мелочах повседневности.

К необходимости владеть всей палитрой средств влияния на атмосферу (в итоге на климат) добавляется суровая профессиональная необходимость в умении прослеживать динамику атмосферы в группе, замечать малейшие ее изменения в благоприятную или неблагоприятную сторону. Влиять легко на слабые тенденции динамического движения атмосферы, но трудно, когда эмоциональное заражение охватило всю группу.

10.04.2015 Профилактические меры

10.04.2015 Местные антисептики

10.04.2015 Принятие христианства и влияние на образование

10.04.2015 Функциональная роль

10.04.2015 Профилактическое назначение введений

10.04.2015 Американцы вложили огромные средства в фундаментальные исследования

10.04.2015 Детям в процессе кормления

10.04.2015 Заполнение «пробелов»

10.04.2015 Уменьшение давления на промежность

10.04.2015 История образования

10.04.2015 Цель взвешивания

10.04.2015 Больничная практика

10.04.2015 Эвристика подобия

10.04.2015 Поведение эмоций во времени

10.04.2015 График изменения остроты ощущений от ожиданий