Может ли ребенок понять принцип ложного впечатления

05.08.2015

Используя тот же вид материалов, исследователи задались вопросом, может ли ребенок понять принцип ложного впечатления. Например, после того как ребенок потрогал губку/камень и ответил, на что это похоже и что это «на самом деле есть», исследователь может задать следующий вопрос: «Твой друг Джон не трогал этот предмет, не сжимал его. Если бы Джон только смотрел на него, что бы он подумал? Подумал бы он, что это губка или что это камень?». Большинство 3-летних детей считают, что Джон назвал бы губку губкой, тогда как 4- и 5-летние дети понимают, что, поскольку Джон не трогал губку, он получил бы ложное впечатление и решил бы, что это камень. Эти данные нашли подтверждение во многих исследованиях и различных культурах и описаны в тексте «Культуры и контексты», который посвящен различению детьми видимости и реальности. Таким образом, ребенок в 4 или 5 лет понимает, что другой человек может получить неверное представление и действовать исходя из этого ошибочного представления.

Теория образа мысли. Подобные данные привели некоторых теоретиков к предположению, что 4- или 5-летние дети формируют новую и довольно искушенную теорию образа мысли. Ребенок этого возраста начинает понимать, что он не может предсказать действия людей только на основе наблюдения за ситуацией; необходимо также принимать в расчет желания и убеждения. Поэтому ребенок формирует различные теории о представлениях других людей, их убеждениях и желаниях и о том, как эти представления или убеждения влияют на поведение окружающих.

Теория образа мысли не формируется в полном объеме резко в 4 года. Уже в 18 месяцев дети имеют некоторое начальное понимание о том, что у людей есть цели и намерения. Дети этого возраста также начинают понимать эмоциональное состояние и потребности других людей, об этом я говорила в главе 5. Например, когда 18-месячный ребенок видит какого-нибудь взрослого, который выглядит довольным после употребления одной пищи и недовольным после употребления другой, то понимает, что взрослый выберет для еды приятную пищу. Ребенок двух с половиной лет повторит просьбу более понятным языком, если по поведению слушателя видно, что он не понял с первого раза, из чего явно следует вывод о том, что ребенок имеет определенное осознание уровня понимания другого человека. К 3 годам дети понимают, что если человек чего-то хочет, он постарается получить это и может продолжать желать что-либо, даже если не может это получить. Однако 3-летний ребенок еще не понимает базового принципа, согласно которому действия каждого человека основаны на его собственном представлении о реальности, и это представление может отличаться от того, что собой представляет «реальность». Люди действуют на основе своих представлений или чувств, даже если их представления неверны или не согласуются с данной ситуацией. Так, если человек чувствует печаль, хотя добился успеха в чем-то, он будет действовать исходя из чувств печали, а не из очевидного успеха. Именно этот новый аспект теории образа мысли, по-видимому, отсутствует у 3-летнего ребенка, но отчетливо проявляется примерно в 4 или 5 лет.

Несмотря на это существенное когнитивное достижение, 4- или 5-летние дети еще очень многое не знают о мышлении других людей. Ребенок этого возраста понимает, что другие люди думают, но он еще не понимает, что эти же самые люди думают о нем. По аналогии с известной бесконечной регрессией 4-летний ребенок понимает: «Я знаю, что вы знаете», но он еще не полностью осознает, что этот процесс взаимный: «Вы знаете, что я знаю». Такое понимание взаимной природы мышления у большинства детей, по-видимому, формируется между 5 и 7 годами и является особо важным достижением, поскольку оно, возможно, становится необходимым условием для возникновения взаимной дружбы, которую мы наблюдаем в период начальной школы.

Метапознание и метазапоминание. Увеличивающееся осознание приемов, которыми управляет мышление, становится очевидным и в других областях. Например, между 3 и 5 годами дети понимают, что для того, чтобы сказать, является ли камень, замаскированный под губку, на самом деле губкой или камнем, человек должен его потрогать или подержать в руках. Только зрительной информации недостаточно.

Хотите заказать уникальный отделочный материал для ремонта в доме? Можно заказать оригинальную печать на самоклеющейся пленке, которую в дальнейшем вы легко сможете нанести на необходимую поверхность.