Теория абсолютного преимущества Адама Смита˜

10.04.2015

В конце XVIII — начале XIX столетия сначала Адам Смит, а затем и Давид Рикардо исследовали основы международной торговли. Их труды были ответом на господствующую в то время доктрину меркантилизма. (Смотри справку.) Их классические теории оказали воздействие на политиков целого столетия, хотя сейчас мы рассматриваем их лишь как отдельные случаи более полной и основательной теории торговли. В своей работе «Богатство народов» Адам Смит развивал теорию свободной торговли, сравнивая страну с домохозяйством. Поскольку любое домохозяйство предпочитает производить только некоторые из товаров и услуг, в которых оно нуждается, и покупать другие, следовательно, этот принцип следует применить и к государству в целом. В большинстве семей рачительный хозяин не станет производить дома то, что дешевле купить. Портной не станет шить себе обувь, предпочтя купить ее у сапожника. Что разумно в отношении семьи, разумно и в отношении целого государства. Если иностранное государство может поставить нам товар по цене ниже той, которую мы затратим на его производство внутри государства, разумнее его обменять на товары своей промышленности, в производстве которых у нас есть некоторое преимущество. Рассуждения Смита могут быть проиллюстрированы множеством примеров. Пусть два товара в нашем примере будут пшеница и ткань (рассматривая шире — сельскохозяйственные и промышленные товары). Рассмотрение эффекта тор говли начнем с ситуации отсутствия торговли между двумя странами. Что определяет цены этих двух товаров в этих условиях внутри каждой страны? Смит считал, что любая «стоимость» определяется и измеряется в часах рабочего времени. Альтернативная стоимость производства единицы товара равна труду, необходимому для ее производства, потому что он не был использован для производства другого товара. При конкурентном рынке затраты труда определяют рыночную стоимость, или цену, этого товара. Этих взглядов придерживались впоследствии Рикардо и Карл Маркс, которые тоже считали, что труд является основой любой стоимости. Предположим, что США располагают абсолютным преимуществом в производстве пшеницы, иначе говоря, мы можем производить ее с абсолютно меньшими затратами труда, чем остальной мир. Предположим, что остальной мир имеет абсолютное преимущество в производстве ткани.