Гражданско-патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений в учебно – воспитательной работе школы. Краеведение – это тот аспект, который помогает учащимся узнать, открыть для себя район, в котором он живет и учится, город, в котором он родился, страну, гражданином которой он является. Культурное и историческое наследие города, страны, которое раскрывает краеведение, несет огромный вклад для развития личности ребенка, становления его как гражданина, патриота своей страны.
Наша школа расположена в районе Садового кольца, на Крымской площади, по адресу: Зубовский бульвар. Здание школы соседствует со зданием станции метро Парк Культуры – кольцевая. Здание нашей школы на 3 года старше здания метрополитена. На эмблеме нашей школы изображено одно из самых замечательных сооружений, по которому в видеокадрах документального и художественного кино каждый зритель узнает Москву – это Крымский мост. Мы учимся и живем в одном из старых районов Москвы – в Хамовниках.
Не случайно перечислены эти знаменитые места Москвы. Каждый год 1 сентября 60 мальчиков и девочек приходят в 1 класс нашей школы, и для них начинается знакомство с историей столицы нашей Родины Москвой, с родным и любим для них, москвичей, городом. Каждое из перечисленных названий несет в себе такую далекую, но достоверную историю не только района, города, но и страны, исторических деятелей, простых москвичей.
Уже обучаясь в начальной школе, ребята знакомятся с районом, в котором живут, учатся. Детский Парк Трубецких – место, где можно погулять по тропе здоровья, побывать в зооуголке, поучаствовать в праздниках, на которые приглашают всех. В музее – усадьбе Л.Н. Толстого в Хамовниках, в музее Л.Н. Толстого на Пречистенке, в музее А.С. Пушкина, что в Хрущевском переулке, в библиотеке № 13 на Пречистенке часто проходят уроки, лектории, встречи, вечера.
Учащиеся 5 – 7 классов и 8 – 11 классов нашей школы уже на протяжении нескольких десятилетий участвуют в туристических соревнованиях ДЮЦ Хамовники: «Пятиклашка», «Шестиклашка», «Семиклашка» и в соревнованиях по ночному ориентированию «Партизанские тропы». Одним из этапов этих соревнований является краеведческое задание: «История улиц Хамовников» или «Улицы Хамовников, которые носят имена героев Великой Отечественной войны». Ребята с огромным интересом готовят эти задания, ведь многие живут на улицах: Тимура Фрунзе, Доватора, Ефремова и т. д. Наши команды в этих соревнованиях часто бывают победителями. Не исключением явилась и осень 2005 года: 1 место и 2 место заняли наши команды.
Особое внимание краеведению уделяет администрация школы, педагоги. 3 дня в учебном году отводится для реализации школьного проекта «Экскурсия как форма урока». Во время каникул организуются общешкольные экскурсии в Москве, по Подмосковью, в города России, СНГ. В течение 10 лет во время летних каникул совершается экспедиция на о. Селигер, ученики работают на заповедном острове Хатчина. За это время на глазах преображается монастырь Оптина Пустынь, с огромным интересом ребята знакомятся с бытом жителей о. Селигер в музее краеведения в г. Осташкове. Летние походы на Кольский полуостров, Приполярный Урал, Южный Урал знакомят ребят с географическими, экономическими, этнографическими особенностями этого края: тундра, горы, ледниковые озера, Полярный круг, белые ночи, шахтерский поселок Ревда, города Мурманск, Североморск , ледоколы и подводные лодки, аэродромы и самолеты – военные музеи Великой Отечественной войны за Полярным кругом, комбинаты по переработке апатитов, ботанический сад в Заполярье, это и многое другое (все перечислить нельзя) с чем знакомятся участники похода, учащиеся нашей школы. Эту работу с огромным удовольствием ведет организатор туристической и краеведческой работы Русов В.А.
В выходные дни группа ребят 6, 10 классов с учителем отправляется побродить по старым улицам Москвы. В этот раз может быть Китай-город, а в прошлый раз – Замоскворечье. Почему улица названа Пречистенкой, кто такой Зубов, почему ручей Черторый спрятан под землю, в каком доме жил Нащокин, друг Пушкина, что находится сейчас в бывшем здании гимназии Поливанова, что такое доходный дом – обо всем об этом знают эти ребята. У них и видеофильм есть об их путешествии по старой Москве, есть и новый фильм, в котором вспоминают ребята, как начиналось их знакомство с Москвой. Во время этих прогулок звучат стихи о Москве, а когда ребята вернутся в школу, чтобы попить чаю и поделиться об увиденном, зазвучат песни Булата Окуджавы о московских улицах. Привила любовь к таким прогулкам по Москве их учитель русской литературы И.Ю.Андреева, большой энтузиаст и знаток истории улиц Москвы. В этом году ребята представили свою многолетнюю работу в конкурсе по краеведению «Мы открываем Москву».
Учитель истории Е.Ф. Теплова - житель района Хамовники. Свой район очень любит и отлично знает историю старых Хамовников и новых. В этом году с учащимися 7 классов она подготовила и представила проект на конкурс «Мы открываем Москву» о монастырях района: Новодевичьем и вновь возрождающемся - Зачатьевском. Ребята так увлеклись работой над проектом, что группе ребят, изучающей историю Зачатьевского монастыря, удалось побеседовать с настоятельницей монастыря, взять интервью, материал о котором и представлен в проекте.
Третий проект, представленный на конкурс, подготовила также группа учащихся 7-х классов. Тема, которую они исследовали, посвящена Символам Москвы – Гербу города Москвы. Идея принять участие в краеведческом конкурсе появилась у учителя Зольниковой З.М., когда тема «Символы государства. Символы Москвы» изучалась на уроке граждановедения. Зольникова З.М. преподает в нашей школе химию. Вопросы гражданского воспитания, становления личности как гражданина очень близки для Зольниковой З.М. как человека, педагога. Поэтому, пройдя курс подготовки, Зульфия Мулловна наряду с уроками по химии преподает такой предмет в 7 классах, как граждановедение. Проблемы, вопросы, которые рассматриваются на уроках граждановедения, вызывают живой интерес у семиклассников, т.к. связаны эти вопросы непосредственно с жизнью каждого человека нашей страны.
Девять лет назад наш город отмечал свое 850-летие. В тот юбилейный год впервые в нашем округе была проведена игра «Нить времен». Команда - участница нашей школы с успехом прошла все этапы этого нелегкого испытания – игры, вышла в финал, и ей была оказана честь - участие в заключительной игре, которая проходила 4 сентября 1997 года на Красной площади в Москве. В архиве школы хранятся видеофильмы, слайды, фотоматериалы о работе по изучению культурного и исторического наследия Москвы нашими учениками под руководством педагогов школы. В прошлом году в рамках подготовки к игре «Нить Времен», посвященной теме Великой Победе, стенд «Военная Москва», изготовленный нашими учениками, был отмечен как один из лучших.
У нашей школы есть школы – друзья за рубежом. В течение года в рамках обмена в школу приезжают ребята из Великобритании. Ученики нашей школы никогда не бывают в затруднительном положении в вопросах, касающихся экскурсий по Москве. Хорошо владея английским языком, имея богатую информационную базу о культурно – историческом наследии Москвы, ребята могут показать и рассказать о тех любимых уголках Москвы, которые есть у каждого настоящего москвича.