Когнитивное развитие: структура и процесс
05.08.2015
Число Одинаковое число монеток или пуговиц выложено в два ряда параллельно друг другу, каждая напротив другой. Одни ряд растягивается в длину, или сжимается, или перестраивается другим способом, и ребенка спрашивают, осталось ли число предметов точно таким же
Длина Два карандаша одинаковой длины располагают один над другим, так что они идеально совпадают по длине. Затем один карандаш смещается вправо или влево, так что острие одного из карандашей выдвигается дальше другого. Ребенка спрашивают, одинаковой ли длины теперь карандаши
Количество Две одинаковые пробирки заполняются одинаковым количеством воды. Воду из одного стакана переливают в стакан другой формы, и ребенка спрашивают, одинаковое ли количество воды в каждом
Масса и вещество Ребенку показывают два одинаковых глиняных шара. Затем форму одного из них меняют, например формируют сосиску или блин. Ребенка спрашивают, одинаковое ли теперь количество глины в каждом шаре
Вес Два одинаковых глиняных шара взвешивают на балансных весах, так чтобы ребенок видел, что они весят одинаково. Затем форму одного из них изменяют, и ребенка спрашивают, имеют ли теперь шары одинаковый вес
Объем Два глиняных шара помещают в две одинаковые пробирки с водой, так чтобы ребенок видел, что каждый шар вымещает одинаковое количество воды. Затем один шар деформируется, и ребенка спрашивают, будут ли теперь шары занимать одинаковое пространство странным объектом, скажут, что объект либо выглядит как губка и является ею или что он выглядит как камень и является им. Дети в 4 и 5 лет могут провести различия между этими двумя признаками; они понимают, что объект выглядит как камень, но является губкой. Таким образом, ребенок старшего возраста понимает, что один и тот же объект может быть представлен по-разному, в зависимости от точки зрения.