Фокусирование внимания ребенка

05.08.2015

Еще одной важной темой, поднимаемой Пиаже при описании этого возрастного периода, является фокусирование внимания на видимости объектов. Это явление Пиаже назвал сохранением. Именно проблема сохранения стояла перед Джоном, когда он получил стакан сока, отличающийся по форме от стакана Анни. Чтобы понять, что оба стакана содержат одинаковое количество сока, Джону пришлось бы игнорировать внешнюю сторону различия и принять как факт, что количество сока «сохраняется», т. е. остается таким же, несмотря на изменения формы сосуда. Это пример сохранения количества, одного из шести видов сохранения, которые изучал Пиаже. В каждом случае его техника измерения включала несколько этапов: сначала ребенку показывали два одинаковых набора или объекта, давая возможность убедиться в равенстве объектов по некоторому ключевому параметру, например весу или количеству, длине или числу, затем один из объектов перемещался или деформировался, после чего ребенку предлагалось ответить, остались ли объекты равными. Дети редко демонстрируют какую-либо из форм сохранения до 5-летнего возраста. Причину этого Пиаже видел в том, что они все еще скованы внешним видом изменений и не фокусируются на неизменном аспекте.

Обратите внимание, что понимание сохранения является частью цепочки развития, которая начинается с понимания младенцем константности объекта и постоянства объектов. На сенсомоторной стадии младенец в конце концов понимает, что объекты могут оставаться неизменными, даже если они кажутся отличными в других отношениях, что объекты продолжают существовать даже тогда, когда они вне поля зрения. В дошкольные годы он должен прийти к пониманию, что другие, более абстрактные, свойства объектов, такие как масса или вес, также остаются постоянными, несмотря на внешние изменения.

В исследованиях мышления детей дошкольного возраста продолжают доминировать эти же две темы: эгоцентрический взгляд на мир и способность ребенка проводить различие между видимостью и реальностью. Многочисленные новые экспериментальные данные свидетельствуют о том, что дошкольники гораздо менее эгоцентричны, чем полагал Пиаже, но они действительно сталкиваются с проблемой различения видимости и реальности.

Способность учитывать точку зрения окружающих. Исследования способности ребенка учитывать точку зрения других людей показывают, что дети 2 и 3 лет уже имеют по крайней мере некоторое представление о том, что другие люди видят.

Ищете качественный ювелирный интернет магазин золота? Рекомендуем вам данный магазин с широкий выбором стильных украшений и отличными ценами.