Число статистически значимых отличий кластера III от двух других кластеров
02.07.2015
Итак, сравнивая самые разные стороны психического развития, а также множество индивидуальных особенностей школьников, мы не смогли найти ни одной психологической черты или сочетания черт, которые предопределяют высокий или низкий уровень ПА ребенка в учебной работе на протяжении многих лет обучения. Единственным показателем, резко различающим детей из разных кластеров, является сама ПА. Складывается впечатление, что ПА - это независимый фактор учебного поведения, существенно определяющий учебные достижения школьников. И что чрезвычайно важно: динамика50 ПА - это фактор рукотворный, зависящий от того, как взрослые организовали образовательную среду ребенка.
Основанием для педагогического оптимизма могут служить три случая, наблюдавшихся в классах, где проводился наш лонгитюд. Только три ребенка из основной выборки ни разу за всю начальную школу не обнаруживали ПА выше среднего в своем классе на протяжении 4 - 5 месяцев. Учителям казалось, что они бессильны помочь этим трем детям стать более инициативными именно в ситуациях поиска - самых дорогих для педагога, работающего в формате учебной деятельности. Особенно беспокоил их Гена - взрывчато обидчивый мальчик, который на любое несогласие с его мнением реагировал дикой выходкой, разрушавшей мирную работу класса. А мнения Гены оспаривались практически всегда: он имел обыкновение отвечать, прослушав вопрос, или заговаривать о чем-то, не относящемся к предмету учебной дискуссии. За неудачи с Тамарой, для которой русский язык обучения не был родным, учителя прощали себя охотней, однако тревожились о дальнейшей учебной судьбе доверчивого и старательного, но неуспешного ребенка. Неунывающий добряк Вася мог - на взгляд постороннего наблюдателя - произвести на уроке впечатление «звездного мальчика»: его постоянно поднятая рука, радостная готовность выполнять любое указание учителя, энергичные кивки, улыбки и аплодисменты, которыми он встречал интересные реплики одноклассников - все это действовало подку- пающе. Но чуть более внимательный взгляд показывал, что Вася поднимает руку для того, чтобы повторить сказанное другими, что для него главное событие урока - эмоциональное ощущение причастности к общему делу, содержательная сторона которого ускользала из кудрявой Васиной головки.