Анализ семейного воспитания и психологических причин его нарушений

14.05.2015

Характер взаимозависимости восприятия детьми и самово- сприятия особенностей воспитания отцами в семьях больных неврозом и здоровых подростков отчетливо прослеживается из данных корреляционного анализа, представленного в таблицах 37 и 38.

Как видно из таблиц, таких статистически значимых полонеспецифических особенностей взаимозависимостей восприятия стиля отцовского воспитания детьми и родителями, которые были бы свойственны обеим группам исследуемых, не выделяется.

Между тем преобладающее количество статистически значимых корреляционных взаимосвязей обнаруживает группа больных неврозом по сравнению с группой здоровых. Так, в группе больных неврозом мальчиков таких взаимосвязей — 18, против 6 — у здоровых, а в группе больных неврозом девочек — 7, против 4 — у здоровых. В данном контексте представляется необходимым напомнить тот факт, что опросник АСВ направлен на выявление нарушений стиля по самооценке родителя, а результаты опросника ПоР показывают своеобразие родительского воспитательного стиля, каким он видится подростку. Поскольку взаимосвязь показателей применения этих двух психодиагностических методик чаще проявляется на статистически значимом уровне при исследовании семей с больными неврозом подростками и значительно реже при исследовании семей здоровых, то это в определенной мере может свидетельствовать о том, что собственно ошибки воспитания отца, определяемые при помощи опросника АСВ, играют немаловажную роль в восприятии своеобразия его воспитательного стиля больным ребенком и, напротив, практически не зависят от формирования такового у здорового.

В то же время к полонеспецифическим особенностям взаимосвязей восприятий подростков, больных неврозом, и их отцов следует отнести отрицательную зависимость «недостаточности применяемых отцом санкций» и образа «автономного» отца, формирующегося при этом в восприятии его ребенка. Также следует отметить отсутствие значимых корреляционных связей особенностей воспитательных стилей отцов, описываемых их детьми, и таких нарушений воспитания со стороны родителя, как «степень удовлетворения основных потребностей» подростка, «чрезмерности возлагаемых на него обязанностей» и запретов, а также собственно «неустойчивости воспитания». Другими словами, воспитательный стиль отца больного неврозом подростка практически не зависит ни от внимания к потребностям, ни от тяжести возлагаемых обязанностей, ни от ограничений, которые отец налагает на подростка, воспитывая его.

Многие из нас сегодня всерьез взялись за обрабатывание земли и создание огородов. Таким образом можно получать натуральные овощи без переплаты фермерам и перекупщикам. Качественные семена лука позволят получить великолепный урожай данной культуры.