Критерий один доллар

10.04.2015

Вы можете не принимать этот критерий. Вы можете интуитивно понимать, что доля, скажем, производителя мотоциклов значит для вас больше, чем доля потребителей мотоциклов. Вы можете так думать, например, потому что среди производителей — неимущие, неквалифицированные рабочие, в то время как потребители — состоятельные люди. Вы можете также понять, что не существует действенных мер компенсации неимущим рабочим их убытков от международной торговли. Если это так, вы можете решить, что каждый доллар убытков производителя равен пяти или шести долларам выигрыша потребителя. Такая позиция может привести к заключению, что участие в международной торговле нарушает концепцию национальных интересов. Однако и в этом случае анализ спроса—предложения может оказаться полезным как средство оценки долей отдельных групп, чьи интересы вы оцениваете по-разному. Если мы принимаем критерий один доллар — один голос, то получаем четкую формулу расчета чистого национального выигрыша от международной торговли. Если выигрыш потребителя измеряется площадью а + b + а убытки производителя — площадью а, чистый национальный выигрыш от торговли составит площадь Ь + dy или площадь треугольника, равную S25 миллионам долларов в год [ = 1/2 х (65 000 - 15 000 мотоциклов) х ($2000 — $1000) за мотоцикл]. Оказывается, что для оценки чистого национального выигрыша нам нужно очень мало информации: достаточно оценить объем торговли и изменение цены в результате этой торговли.